Развитие двигательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста

11.09.2023

«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.

     В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

     Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

      Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

     Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

    Формами организации двигательно - оздоровительной работы в ДОУ являются:

• самостоятельная деятельность детей;

• подвижные игры;

• утренняя гимнастика;

• двигательно-оздоровительные физкультминутки;

• физические упражнения после дневного сна;

• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

• физкультурные прогулки (по территории детского сада) ;

• физкультурные досуги;

• спортивные праздники;

• Дни здоровья.

 

   Необходимость работы в данном направлении:

        В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин:

- не все родители имеют возможность предоставить своим малышам достаточно времени, места и необходимого оборудование для правильного физического развития,

- некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своего ребёнка (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения. 

          Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.

         Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с развитием психических процессов (внимание, восприятие, воображения, мышления), способствует повышению общего жизненного тонуса, воспитанию чувств, интереса и определённого отношения к своей деятельности.

         

        Если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если я переключаю их внимание на активную двигательную деятельность, да еще с интересной игрушкой. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, я уделяю большое внимание формированию двигательных функций.

       Для организации работы по данному направлению определила основные задачи:

 - создать условия, побуждающие детей к двигательной активности;

 - научить детей правильно двигаться;

 - заложить основы физической культуры.

        Планируя свою работу, я руководствуюсь комплексной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой. Двигательную активность осуществляю согласно двигательному режиму, в который входят: утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, непосредственно образовательная  деятельность по развитию движений. В основу методики обучения детей движениям, опираюсь на следующие  принципы:  

• непрерывность (с утра до вечера) ;

• добровольность (вызывать желание, а не принуждать) ;

• доступность упражнений;

• чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.01.2024

Дата обновления: 21.01.2024

Дата публикации: 11.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.