03.01.2023
Здоровьесберегающая технология в ДОУ — самомассаж
В период дошкольного детства, ребенок
проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является
фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия
общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий
точный прогноз на будущее.
Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.
Педагогами дошкольных организаций
активно используются различные технологии для формирования,
сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Эффективным и универсальным
средством здоровьесберегающих технологий является
игровой самомассаж.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим
ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних
органов. Для детей самомассаж -
это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует
психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает
функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Игровой самомассаж –
это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный
поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Главная ценность массажа заключается в
том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку
снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и
эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных
реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».
Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание,
растирание, разминание и вибрация (потряхивание).
Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.
Задачи самомассажа :
• Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
• Обучать элементам
массажа.
• Закреплять технику выполнения различных видов игровых
массажей.
• Повышать
сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
• Предотвращать
простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
• Развивать
интеллектуальные функции.
• Развивать
двигательную память.
• Воспитывать бережное
отношение к своему телу.
• Развивать
коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
Виды самомассажа :
• Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений,
помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально
совершенствоваться его отдельным органам и системам. «Игровой самомассаж» является основой
закаливания и оздоровления детского организма.
Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме,
с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие
упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
• Самомассаж Су-Джок шарами.
Дети знакомы с ним под названием «Ежик» - симпатичный шарик с острыми шипами,
лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его
остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно
вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс,
усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров
– «ежиков» детям нравится массировать пальцы и
ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на
развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность,
абсолютная безопасность применения, доступность метода.
• Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».
Самомассаж ушных раковин
для детей групп раннего возраста и младших групп. Комплекс состоит из 4 простых упражнений:
1. «Загибаем ушки» :
Загнуть вперед ушные раковины,прижать их к голове. Отпустить, ощущая
хлопок (4-6 раз).
2. «Потянем ушки» :
Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
3. «Подавим ушки» : Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)
4. «По дорожке» :
Поставить пальчик на «дорожку» по
краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала
дети выполняют его с помощью взрослых, а потом - самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения
достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин
способствует общему укреплению здоровья,
потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
• Массаж «Пять
маленьких лекарей».
Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма:
массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного
мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на
работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца –
стимулирует работу сердца.
• Точечный массаж.
На лице любого человека расположены
массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием
организма (А. А. Уманская). Локальное
воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж введен
со средней группы. Он включает в себя пять
основных зон: на лбу (середина лба, у внутренних концов бровей
(параллельно, у крыльев носа (параллельно, у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным
пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки
доступны детям с 4-5 –летнего возраста.
Точечный самомассаж для
детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах
расположения активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или
же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм
ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации
нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв
и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Точечный массаж детям очень полезен
для поднятия иммунитета. При возникновении первых симптомов простуды или после
контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении
недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих
результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша.
Непременным условием является постоянное
наблюдение за самочувствием и индивидуальной
реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных
реакций ребенка. Игровой самомассаж может
быть использован в индивидуальной работе виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно,
как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а
также в режимных моментах и самостоятельной деятельности
детей. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не
надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями
пальцев. Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все
упражнения самому. В этом случае дети легко их
исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса
детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное
разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать
сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом
загорятся глаза ваших воспитанников.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.01.2024
Дата публикации: 03.01.2023