Познавательное развитие
27.04.2020
Познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) дает такое определение познавательного развития – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование. В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании – они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.
ФГОС ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
Рассматривая процесс формирования познавательной деятельности у дошкольников 6-7 лет можно выделить два основных пути. Первый путь – непосредственная активность самого дошкольника. Именно на основе активности дошкольников возникает ряд специфических детских видов деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Второй путь – целенаправленное воздействие педагога.
Что касается педагогических основ познавательного развития старших дошкольников, то следует отметить, что они заключаются в правильной организации воспитателем познавательного процесса детей.
Цель деятельности специалиста дошкольного образования, формирующего познавательную деятельность старших дошкольников, включает в себя стимулирование разных видов познавательной активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития ребенка, что позволяет ему осваивать разные сферы жизнедеятельности.
Такая педагогическая деятельность раскрывается через реализацию совокупности способов организации образовательного процесса:
организация единства внутренней и внешней стороны воспитательного процесса (педагог ориентирует ребенка на активное, самостоятельное, инициативное, творческое решение, проникая во внутренние процессы и замыслы ребенка, помогая становлению его личности);
организация познавательной деятельности детей, которая становится более интенсивной, если в ДОО организовано дополнительное к основному образование, способствующее реализации склонностей детей, выявляющее их потенциальные возможности и обеспечивающее развитие индивидуальности дошкольников;
обогащение, оптимизация и интенсификация содержания программного материала, которым овладевают дети;
включение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения современные способы обучения, удовлетворяющие творческую и самостоятельную поисковую деятельность детей и формирующие личностно значимые внутренние побуждения, укрепляющие познавательную активность как положительный мотив деятельности дошкольников;
организация полноценного, гуманистически ориентированного, многостороннего, насыщенного общения детей;
закладывание в нем разнообразных отношений, усиливающих воздействие познавательных стимулов;
побуждение детей к активной познавательной деятельности путем насыщения занятий элементами занимательности, использования средств искусства, развития навыков коллективного анализа, применения индивидуальных заданий;
использование на занятиях интерактивных методов, позволяющих стимулировать разные виды деятельности дошкольников. В их числе, прежде всего, следует назвать методы, вызывающие познавательные вопросы детей: метод неожиданных решений, метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили) и т.д.
Таким образом, реализуя в ДОО названные способы организации образовательного процесса, педагог обеспечивает познавательное развитие старших дошкольников.