Развитие речи
27.04.2020
Развитие речи ребенка 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с
разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими
отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу,
количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в
словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных,
глаголов. В рассказе о предметах ребенок употребляет слова с противоположным
значением (длинный — короткий, твердый — мягкий, тяжелый —- легкий, пушистый —
гладкий, слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы,
пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете
ребенок может изложить историю создания предмета (гусиное перо — перьевая ручка — шариковая ручка)
Кроме предметного окружения, ребенок осваивает социальный
мир: расширяются его представления о семье, родственных отношениях,
о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране,
государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.
Характеристика речи старшего дошкольника
В
5—6 лет ребенок знает свой адрес, родной город и его
достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов
семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, может называть
различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные
явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы для детей,
иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, произведения
искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных
процессов и степень сформированности различных видов деятельности:
игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.
На шестом году жизни совершенствуются
все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух
и навыки звукового анализа, связной речи,
интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает
особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую
активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми
фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен
рассказать о событиях, свидетелем которых он
был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в
предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные,
временные, условные, сравнительные и другие отношения.
В связи с этим речь усложняется в структурном
отношении: возрастает
объем высказываний, используются различные типы сложных предложений
На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим
строем речи и пользуется им достаточно свободно.
Грамматическая правильность речи ребенка
во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки,
исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой
разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный
запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на
1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов.
Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным
значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и
свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние
предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами.
Дети учатся использовать в речи слова
с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить —
молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный,
безрадостный). Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами:
наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз
при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. В общении со сверстниками
дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными
интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной.
Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять
слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6
годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в
ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного
звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания
требуют звуки, которые появляются в речи позже других.
Это звуки: [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р].
Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать
произносительные навыки.
В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять
место звука в слове (начало, середина, конец, последовательность и количество
звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и
письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи
и буквам.
Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи
ребенка, его умение пользоваться различными интонациями,
дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая,
эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и
темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается
от речи взрослых.
Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает
довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением,
выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения
со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его
высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.