Старший возраст 5-6 лет
27.04.2020
Возрастные особенности детей 5–6 лет
Развитие личности ребенка 5-6 лет. В 5-6 лет дети могут самостоятельно регулировать
свое поведение. Дети, не отвлекаясь на более интересные
дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать
игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным
благодаря осознанию детьми общепринятых норм и
правил поведения и обязательности их выполнения. Происходят существенные изменения в представлении
ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно
хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться
представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел
стать. То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных
чертах и особенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок
не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому
он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей.
Эта важное новообразование в личности ребенка является началом
появления учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает
не столько интерес к дисциплинам, сколько желание видеть себя «умным»,
«знающим», «умеющим», особенно по сравнению со сверстниками. К 5-6 годам дети способны внимательно слушать
педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости
мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в
обучении. Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень
серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них
существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких»,
которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся
популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети часто
категоричны и требовательны, при этом в отношении собственного поведения,
как правило, более снисходительны и недостаточно объективны.
Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом
зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей. К 5-6 годам расширяется интеллектуальный кругозор
детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского
сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим социальным и
природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок пытается
самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. К 5 годам детей
можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно
делают маленькие «открытия». А также дети с большим интересом готовы слушать
истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Общение ребенка 5-6 лет. Начинает проявляться избирательность и устойчивость
взаимоотношений с ровесниками. Так, предпочтения дети объясняют успешностью
того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его
положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение
детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров
вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том, что с
ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг
друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Это становится возможным благодаря: интенсивному
развитию речи и наличию произвольности в действиях, то есть дети могут без
помощи взрослого налаживать общение и организовывать игру. В игре со
сверстниками важное значение принимает совместное обсуждение правил игры.
Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как
должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения непонимания
во время игры дети пытаются объяснить партнёрам свои действия или критикуют
их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование действий,
распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой
игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать игровое
пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли. При этом взрослый по-прежнему остается самым важным
и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не
ослабевает. Дети активно стараются привлечь к себе внимание взрослых,
вовлечь в разговор, поделиться своими новыми знаниями, впечатлениями,
суждениями. И только равноправное общение с взрослым может поднять мнение
ребенка о себе и помочь почувствовать свое важность и
компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми
(познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их
полноценного развития. Развитие психических процессов в
5-6 лет. Восприятие. Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и
величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих
представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В
различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по
возрастанию или убыванию до 10 различных предметов. Внимание. Устойчивость внимания растет, развивается
способность к распределению и переключению. То есть, ребенок способен выполнять
сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой,
удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка
возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания
в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7. Память. К 5-6 годам начинается формирование произвольной
памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи
образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на
слух также 5-6- объектов. В этот период развития ребенка совершенствуется
образное мышление. Дети
могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается
способность схематизации и представления о цикличности изменений. Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка
становится способность к обобщению, которое является основой развития
словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать
и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при
формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака. Дети этого возраста способны дать адекватное
причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их
жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое. Понятие времени ещё не совершенно, поэтому
у ребенка наблюдается не точная ориентация во временах года, днях
недели, при этом лучше запоминаются названия тех дней недели и месяцев
года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события. Это период расцвета детской фантазии, которая самым
ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и
последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при
условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему,
сочинение собственных сказок. Речь. Речь продолжает активно развиваться и
совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно
произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический
слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная
выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной
жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже
используют практически все части речи и активно занимаются
словотворчеством. Лексический состав речи становится более широким,
активно используются синонимы и антонимы. Речь становится связной. Дети
способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события,
но и второстепенные детали. Физиологические особенности ребенка 4-5 лет. Этот возраст физиологи называют «периодом
первого вытяжения», так ребенок за год может вырасти на 5-7 см. Рост ребенка
в 5 лет в среднем 106.0-107.0 а масса тела 17.0-18.0 кг. В течение года в
месяц прибавка в весе составит 200 г, а роста – 0.5 см. Дыхательная система ребенка еще сильно отличается от
взрослой: она гораздо уже. И поэтому нарушение температурного режима в
помещении, а также отсутствие баланса влажности может привести к
распространению респираторных заболеваний. Для совершенствования этих процессов рекомендуется
создавать частично измененную на время обстановку при проведении подвижных
игр, походы в гости и на общественные мероприятия. Вам как родителям важно: ·
С уважением относитесь к его фантазиям
и версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье»,
защитное фантазирование и просто игру воображения. ·
Поддерживайте в ребенке стремление к
позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям,
но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для
разного творчества. ·
Будьте внимательны к желаниям ребенка,
но и умейте сказать: «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают
границы окружающих его людей. Помните, что не стоит ставить ту границу,
которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. ·
Обеспечьте ребенку возможность общения
со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений.
Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты
выхода из нее. ·
Ребенку необходимо общение с близкими,
отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы. ·
Постепенно снижайте контроль и опеку,
позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно
радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае
проблем, совместно разбирая причины неудачи. ·
Помните, что ваш ребенок охотнее
откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к
помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность,
самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши
требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность. ·
Не пугайтесь и не увиливайте от
«неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и
максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не
распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его
языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской
литературой на эту тему. ·
На вопросы о смерти отвечайте по
возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что
отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые
могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность. |