Речевое развитие

27.04.2020


 Средняя группа. Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга. Ребёнок старше четырёх с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие – по данным Г. М. Ляминой. Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений. Дети этого возраста:  проявляют интерес к тому, как предметы расположены относительно друг друга; употребляют предлоги (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. п.);  активно используют в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы – садовые, луговые; животные – дикие, домашние и т. д.);  пытаются отражать в речи взаимоотношения людей и их эмоции;  выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;  используя аналогии, дети легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов), глаголов (с помощью приставок). В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т.е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копатка», а не лопатка). Грамматический строй в этом возрасте еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). На вопросы взрослых ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания («Мама окны моет»). В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанных ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершает (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов. Дети уже способны улавливать в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражать им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом. Ребенок обнаруживает возможность узнавать звук в слове, а также подбирать слова с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков. Родителям и воспитателям следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и принять меры к устранению недостатков. В норме к пяти годам дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. 

18.05.2020

Просмотров всего: , сегодня:

20.04.2020

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.